«Нейропсихология!?…что и с чем это кушают» часть 2

Автор: ольга нейропсихолог 14:16, 26 Сентября 2016 17 0 0


Нейропсихология реально работает!! Видимые изменения начинаются уже с середины занятий. Все проблемы, описанные выше, решаются в том числе и с помощью нейропсихологии. Это не просто гимнастика, это определенная подборка упражнений и заданий, построенных на постоянном усложнении. Нейропсихологическая коррекция формирует необходимые недостающие звенья в психическом развитии. Строится/закладывается телесная база, благодаря которой более качественно формируются высшие психические функции. Если переводить на простой язык – сначала тело должно понять основные механизмы, прежде чем наши более сложные функции их освоят (внимание, контроль, регуляцию нужно сначала отработать на теле, а потом уже в тетради, на письме); по возможности, снять мышечные зажимы, сформировать правильное тоническое напряжение мышц. Задача – повысить питание мозга, через движение; «насытить» мозг кислородом.

Коррекционная работа построена по методу замещающего онтогенеза (это соотнесение актуального статуса ребенка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены)

На занятиях происходит имитация, развития ребенка и его функций (в первую очередь, двигательных) от 0 до 1,5 лет, но мы это должны максимально приблизить это развитие к идеалу, чтобы сформировались прочные (необходимые) нейронные связи. В итоге мозг (мозговые связи) формируется так, как он должен был сформироваться.

 

К основным коррекционно-развивающим направлениям программы можно отнести:

- развитие стволовых структур и вестибулярно-моторных координаций (основа работоспособности, телесного здоровья и иммунитета);

- развитие крупной и мелкой моторики;

- развитие соматогнозиса (восприятие тела);

- развитие сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус);

- развитие когнитивной сферы (память, внимание, мышление, восприятие, самоконтроль и саморегуляция, и т.д.);

- развитие коммуникативной сферы (общение).

 

Пример №1

Лена К., 6 лет.

Жалобы родителей: задержка речевого развития, нарушение понимания речи, задержка психического развития, скудный словарь.

Занятия всегда проходят в игровой форме. Необходимо заинтересовать ребенка, найти ключевое звено, для того чтобы сформировать достаточный уровень мотивации, а также произвольности ребенка. А умение играть повышает уровень развития интеллекта.

На занятиях была очень сильно видна нестабильная нейродинамика (работоспособность) девочки. Что проявлялось в волнообразном уровне активности, Лена быстро истощалась, переключала внимание, разбрасывала игрушки, демонстративно смеялась.

Основная здесь задача была, даже не в том чтобы, улучшить двигательные функции ребенка (а это толкает интеллектуальное и речевое развитие), а сформировать контроль, понимание правил и возможность перенесения этих правил из кабинета психолога во внешний мир. Потребовалось более двух месяцев, чтобы сформировать хотя бы минимальную рефлексию у девочки, понимание - что можно допускать в поведении, а что нельзя. Естественно уровень развития речи стал намного выше - более четкое и плавное произношение звуков. Уровень эмоционального интеллекта также повысился.

Нужно понимать что результат не является окончательным, нейропсихологический эффект часто отсрочен во времени, и при этом необходимо продолжать начатую работу.

Пример №2

Юля И., 3года. Нарушения развития интеллекта и речи, эхолалии, нарушение эмоционально-волевой сферы.

В начале занятий не проявляла большой заинтересованности, просто имитировала психолога. В речи встречались только эхолалии. Сложности в удержании внимания. По ходу коррекции начала активно вступать в диалог, увеличился период удержания глазного контакта. Девочка научилась навыкам игры в куклы. К концу занятий значительно увеличился объем словаря, Юля начала использовать длинные предложения и фразы, обращаться к специалисту, стала более эмоциональной.

 

Важно отметить, что у данных детей улучшились навыки самообслуживания и самоорганизации. Они не только начали самостоятельно есть и одеваться, но и помогать родителям в уборке, готовке и т.д.

Пример №3

Даня Ч., 6 лет, задержка психического и речевого развития, грубые нарушения эмоционально-волевой сферы.

На занятиях Даня демонстративно бил себя (иногда и специалиста) и плакал. Отказывался от всего предложенного, если требовалось проявления от него какого либо усилия. Искал похвалы. Здесь опять-таки требовалось сначала сформировать правила, контроль поведения, а затем уже приступать к более детальной работе по формированию высших психических функций. Работа протекала в нейропсихологическом ключе, но ребенок и его мама  также ходили к семейному психологу. Постепенно Даня научился «вставать» на место другого, появились элементы эмпатии и соучастия, мальчику было приятно помогать, если от него требовалось это. Уровень контроля поведения повысился и Даня мог спокойно сидеть долго за столом и выполнять задание, требующее усидчивости и внимания. Мальчику легче стало формулировать свои мысли, более четкой стала речь.

Тэги: нейропсихология помощь детям развитие ребенка коррекционные занятия помощь в обучении


Похожие статьи

«Нейропсихология!?…что и с чем это кушают».

 Yейропсихология – это отрасль клинической психологии, изучающая мозговые основы психической деятельности, или мозговую организацию психиче...

Читать далее
Куклы, как часть развития девочки

"И кто не согласится, что из всех тайн, раскрытие которых наиболее интересует человеческое существование, тайна куклы есть самая существенная, са...

Читать далее

0 комментариев

Пока нет сообщений